Пятница, 15 Декабрь 2017, 10:29
Приветствую Вас Гость | RSS

ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Меню сайта

 

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0


Сочинения

Главная » Сочинения » Русский язык и литература » 9 класс Добавить сочинение

«Мещанин во дворянстве» Мольера — общественно-критическая комедия большого социального звучания

... в образе Журдена парадоксально сочетаются здравый смысл и практи­цизм с поразительным легковерием и глупостью...

И. Гликман

Поводом для написания пьесы «Мещанин во дворянстве» послужило прямое указание Людовика XIV высмеять в комедии турецкие церемонии. Небольшая размолвка между королем и турецким послом, осмелившимся дерзко сравнить количество драгоценностей на короле Франции с убранством лошади его повелителя, обернулась для мусульманского вельможи до­машним арестом и высылкой из страны, а затем и публичной местью короля, облеченной уже в сценическую форму сатири­ческой комедии.

Надо ли говорить, что Мольер вышел далеко за рамки королевского заказа и создал превосходную вещь, обращен­ную острием своим против социальных болезней современ­ной Франции.

Интересы дворянской верхушки на протяжении второй половины XVIII в. все больше и больше противоречили нацио­нальным устремлениям. Привилегированная часть буржуазии отошла от основной массы третьего сословия, в противовес союзу старого родового дворянства и одворянивавшейся части буржуазии. Постепенно складывается и оформляется союз демократических сил. У самого истока этого важнейшего социального процесса стоял Мольер, чьи комедии умели уловить общественное выражение назревавшего катаклизма.

Герой комедии «Мещанин во дворянстве» готов всем по­жертвовать, чтобы стать своим человеком в аристократичес­ких кругах. Имя господина Журдена сделалось нарицатель­ным.

Богатый мещанин предался мечте о своем социальном преображении, но Мольер показывает человека, который не ограничивает себя желанием просто приобрести титул и тем самым стать вровень со знатью. Журден хочет и внутренне переродиться, обзавестись всеми качествами и признаками аристократа.

И нелепость его стремлений, невыполнимость их предоп­ределены воспитанием и жизненным путем героя: по соб­ственному признанию Журдена, зачатки его познаний состоят в умении читать и писать.

Масштабы своих интеллектуальных возможностей Журден сознает достаточно хорошо. Отказываясь от физики, выбирает правописание, от которого — уж точно — какой-нибудь толк будет. Он не стыдится «на старости лет» учиться.

Кроме того, по-своему Журден понимает, что прелесть образования не только и даже не столько в его прикладной, практической полезности, сколько в открывающихся возмож­ностях общения: «Хочу понабраться ума-разума, чтоб мог я о чем угодно беседовать с порядочными людьми».

Простодушная, ребяческая радость, восхищение перед чужими знаниями, благоговение на свой лад перед наукой, искренняя сокрушенность своей необразованностью — все это вызывает к нему снисходительную симпатию, снисходи­тельную потому, что отношение к науке Журдена не только по- обывательски несерьезно, но и носит откровенно потреби­тельский характер — жажды внешнего лоска, права слыть образованным человеком.

Хотя тщеславие и составляет решающую роль в образе Журдена, герой вовсе не маска и не просто живой синоним единой страсти. Это и неплохой в недавнем прошлом хозяин, и по-своему любящий отец, и муж, привыкший считаться с мнением супруги, и глава дома, терпимый и снисходительный к слугам. Правда, все это просматривается сквозь завесу страстного стремления Журдена к цели, ставшей для него в последнее время единственно значимой.

Для окружающих связи Журдена с дворянами смешны и совершенно не соответствуют привычному образу жизни бур­жуа, но главное, они невыгодны. Из дома уходят деньги, нарушается привычный порядок жизни, слабеют связи со своим кругом.

Хвастовство и претензии Журдена отнюдь не распростра­няются на то, чем он до известной степени действительно вправе гордиться: добытое состояние, умение вести дела, разумная дочь, уважение сограждан, сопутствовавшее ему до тех пор, пока он «не свихнулся на знатности». Журден, нажив­ший состояние, для чего, несомненно, потребовалась изво­ротливость, расчет и проницательность, в новом своем каче­стве утрачивает здравый смысл, легко поддается рассужде­ниям аристократа-пройдохи, ни в чем уже не доверяет себе.

Острота и сила испытываемой Журденом страсти во всем походить на аристократов противоречит заурядности его ха­рактера, и этот излом служит мощным и постоянным источни­ком комического.

Причинность поведения Журдена, несмотря на всю его внешнюю необычность и комедийность, строго социальна. Убеждения, образ жизни, мечты богатого буржуа, разумеется, даны в сатирическом освещении и лежат в основе образа действия героя. Именно поэтому «Мещанин во дворянстве» — общественно-критическая комедия большого социального звучания, а не фарс.

Живя в двух мирах — реальном и выдуманном, личность Журдена лишена возможности поступать и чувствовать есте­ственно, что и служит неиссякаемым началом насмешки над героем. Пелена не спадает с глаз Журдена до последних реплик Ковьеля: «Ну уж другого такого сумасброда во всем свете не сыщешь!»

Хотя, следуя традиции классицизма, Мольер выделил в характере одну черту, образ получился типичный, живой, полнокровный.

Рассказать друзьям, чтобы не совпали сочинения!
Рассказать
Категория: 9 класс | Добавил: Admin (09 Февраль 2012) | Просмотров: 1771 | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Allcompositions © 2017