ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Меню сайта

 

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0


Сочинения

Главная » Сочинения » Русский язык и литература » 10 класс Добавить сочинение

Авторская позиция в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

I вариант

Ни одно произведение Тургенева не вызвало таких разноречивых откликов, как его роман «Отцы и дети». Одни критики говорили, что Тургенев в своем романе создал образ нового человека, другие воспринимали роман как пародию на нигилистов. Одни утвержда­ли, что Тургенев «высек либералов», другие упрекали Тургенева в проповеди консервативных идей. Произошло это, по-видимому, из-за трудности понимания авторской позиции. Действительно, Тургенев нигде в романе не говорит прямо о своих симпатиях и ан­типатиях, никого не хвалит и не осуждает напрямую. И все-таки, кажется, можно понять, что думает автор о жизни, если только казаться от прямолинейных оценок.

Главный конфликт романа — конфликт «отцов» и «детей», Наиболее яркие представители конфликтующих сторон — База- в и Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд их мнения во

всем противоположны друг другу. Павел Петрович — сторонник следования «принципам», Базаров отрицает любые авторитеты. Павел Петрович восхищается красотой природы, а Базаров гово­рит: «Природа не храм, а мастерская...». Павел Петрович любит Шиллера и Гете, а для Базарова «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Для Павла Петровича любовь — высокая и прекрасная тайна, а для Базарова — проявление фи­зиологии.

Однако Тургенев убедительно показывает, что эти противопо­ложности мнимые. Любовь к Одинцовой, по иронии судьбы, по­действовала на Базарова столь же роковым образом, как на Павла Петровича любовь к княгине Р. В конце концов оба они находят суррогат своей любви в чувстве к Фенечке. Заставляя их полюбить одну и ту же женщину, Тургенев подчеркивает родственность их су­деб — вся жизнь оказывается жертвой любви. Таков один из спосо­бов выражения авторской позиции в романе — уравнивание проти­воположностей.

Большую значимость в романе приобретают экскурсы в про­шлое. Повествование о главных событиях романа постоянно пере­бивается ретроспективными вставками. Автор настойчиво обраща­ется к истории «рода» героев, прослеживает смену поколений. В чем же состоит эта смена? При всех кровных различиях «отцов и детей» судьбы их сближены. Почти повторяются ситуации из юно­сти Николая Петровича Кирсанова и его сына: отец Николая Пет­ровича привез его в университет, и Николай Петрович привез в университет Аркадия.

Внутренние связи прочерчены между Анной Одинцовой и ее отцом. Она также последовательно стремится к обеспеченному существованию. И ее младшая сестра Катя твердо идет по прото­ренной дороге. На другом полюсе общества — у мелкопоместных Базаровых — прочность традиций выражена по-другому. Об Ари­не Власьевне сказано: «Она была настоящая русская дворяночка прежнего времени, ей бы следовало жить лет за двести, в старо­давние времена...».

Автор изображает русскую жизнь почти за пятьдесят лет. Он раскрывает многие отрицательные стороны канувших в лету эпох. В полковых городах 20—30-х годов — царство «матушек-коман­дирш» (I глава). В высшем свете тех же лет — лжебайронизм, роковые страсти (VIII глава), процветание карточных аферистов (XV глава). Однако новое время огорчает писателя неизмеримо больше. Николай Петрович отпустил крестьян на оброк, завел «на новый лад хозяйство», но сам не может справиться с управ­лением имения. В чиновничьем мире появились «прогрессисты». В уездном полусвете появились эмансипированные женщины (Кукшина) и рассуждающие о свободе откупщики (Ситников). Как ущербны все эти нововведения!

Все былые недостатки: бедность крестьянской деревни, неуме­лое хозяйствование, бюрократизм, духовный застой — сохранились, д пустословие, практицизм, собственнические инстинкты — воз­росли. И это — «кровные узы» связей между разными поколения­ми, те закономерности русской жизни, выявление которых и было целью автора.

II вариант

В письме Герцену 16 апреля 1862 года Тургенев называет своего героя «волком», а в письме Спучевскому говорит о «бессердечнос­ти» и «безжалостной сухости» Базарова. Он представляет собой едва ли не природную силу; почти так определяет его Тургенев в том же самом письме Спучевскому: «...фигура ...дикая... до половины вы­росшая из почвы».

«Он... демократ до конца ногтей», — пишет Тургенев о Базарове в письме Случевскому. Роман подтверждает это определение и в то же время обнаруживает необычность базаровского демократизма, доходящего до крайности.

В базаровском отрицании живет пафос нравственного непри­ятия современного мира, он-то и делает «нигилиста» противни­ком существующего порядка. Но Тургенев, как видно, убежден в том, что этот пафос не может выйти за пределы платонических порывов, если он не опирается на инстинкты и силу «хищника», способного идти напролом, ни с чем не считаясь, сокрушая или ненавидя все, что ему противится. Невозможно даже мысленно вообразить себе Базарова, который любит поэзию, наслаждается красотой природы, который самозабвенно предан женщине, — и остается при этом беспощадным разрушителем, необузданным мятежником, «фигурой сумрачной, дикой ... сильной, злобной». Одним словом, тем, кого предлагается называть революционе­ром. Базаров, полюбивший Пушкина и Моцарта, Базаров, на­слаждающийся прелестью вечернего пейзажа, Базаров, самоот­верженно обожающий возлюбленную, — уже не Базаров. Это совершенно другой человек, может быть, более приятный и близ­кий читателю, но другой. Неспособный на «полное и беспощад­ное отрицание», не обреченный на роковую и неповторимую базаровскую судьбу.

Нужно ли удивляться тому, что любовь Базарова к Анне Серге­евне Одинцовой оказывается переломным пунктом в его судьбе, т^му, что любовные переживания героя на наших глазах перераста- •от в настоящий духовный кризис? Неразрывное сплетение качеств, о которых шла речь, образует основу базаровской личности, и лю­бовь не могла явиться прибавлением ко всему этому. Любовь для Базарова — сила чуждая, враждебная, угрожающая разрушением его душевному строю. Так она и воспринимается: «...что-то другое в него вселилось», «... с негодованием сознавал романтика в самом себе» — как будто говорится о чем-то постороннем, о каком-то дру­гом человеке, а не о его же собственном «я».

В беседе с Я. П. Полонским Тургенев говорил о трагическом противоречии как о столкновении двух «равнозаконных» великих правд. Именно такое противоречие входит в жизнь и сознание Ба­зарова. Революционность и человечность оказываются несовмес­тимыми, потому что у каждой стороны своя правота и своя непра­вота. «Полное и беспощадное отрицание» оправдано как единствен­ная в современных условиях серьезная попытка действительно из­менить мир, покончив с противоречиями, которые так и не разре­шили века существования гуманистической культуры. По-своему оправдан и враждебный полемизм, отметающий стремление к гар­монии, а вместе с ним — нравственный пафос альтруизма, эсте­тизм, чувствительность и человечность. Разве все это не оборачива­ется в конце концов примирением с несовершенством и неспра­ведливостью мира?

В эпилоге романа автор говорит о «страстном, грешном, бунту­ющем» сердце Базарова. Эти определения в наибольшей степени отвечают особой природе трагического героя. Базаров действитель­но таков: он бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Однако, для Тургенева бесспорно и то, что «нигилизм» неизбежно приводит к свободе без обязательств, к действиям без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы.

Рассказать друзьям, чтобы не совпали сочинения!
Рассказать

Похожие сочинения
Категория: 10 класс | Добавил: Admin (09 Октября 2011) | Обновлено | Просмотров: 3812 | Теги: тургенева, авторская, отцы и дети | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу

В качестве благодарности - оставьте, пожалуйста, свой отзыв о сайте на WoT и/или напишите комментарий ниже
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Allcompositions © 2018
Хостинг от uCoz