ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Меню сайта

 

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0


Сочинения

Главная » Сочинения » Русский язык и литература » 10 класс Добавить сочинение

Евгений Базаров и Павел Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

I вариант

Одной из черт, присущих И.С. Тургеневу, было желание разоб­раться во всем, втом числе, в современной обстановке страны, по­тому что Россия для него была очень дорога. Тургенев говорил так: «Нет счастья вне семьи и вне родины: каждый сиди на своем гнезде и пускай корни в родную землю». Отражением целого этапа в исто­рическом развитии матери России явился роман Тургенева «Отцы и дети».

Смысл названия романа — вечный конфликт поколений. Но конфликт «отцов» и «детей» — фон для главной мысли, высказан­ной автором. В романе Тургенев показывает борьбу мировоззре­ний двух политических направлений — дворян-либералов и рево- люционеров-демократов. Первые — «отцы», живут идеалами про­шлого. Вторые — «дети» — молодые люди нового поколения, с новыми мыслями, идеями, действиями. Конфликт между ними в романе представлен дискуссиями между Евгением Базаровым (представитель нового поколения) и Павлом Кирсановым (пред­ставитель «отцов»).

Роман отражает вопросы, волновавшие современников Тургене­ва: в чем расхождения между революционерами-демократами и либералами, каково их отношение к русскому народу, искусству, науке, каковы представления о путях развития сельского хозяйства, экономики страны?

Кирсанов считает аристократов движущей силой общества с либеральным идеалом развития («меня все знают за человека либе­рального и любящего прогресс»), а первым условием прогресса — человеческую личность, потому что «она крепка, как скала, ибо на ней все строится». Базаров, напротив, утверждает, что «аристокра­тизм, либерализм, прогресс» — слова «иностранные» и «бес­полезные», а действуют нигилисты «в силу того, что признаем по­лезным. В теперешнее время полезнее всего — отрицание, мы от­рицаем».

Что же касается взглядов на нигилизм, то Павел сначала осуж­дает нигилистов за то, что они отрицают все, а «люди старого века» считают, что «без принсипов... шагу ступить нельзя», а потом презирает за «сатанинскую гордость», «глумление», считает это течение ненужным и бессильным: «Вас четыре с половиной чело­века». На все эти доводы Евгений спокойно отвечает: «От копе­ечной свечи Москва сгорела».

Мнения о народе также различны. Для Базарова «русский человек только тем и хорош, что о себе самом Прескверного мне­ния». Однако русский народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. Кирсанов счи­тает, «что он свято чтит предания, он патриархальный, не может жить без веры».

«Отцы» прославляют искусство и природу как клад духовной муд­рости и цивилизации. А нигилист говорит, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а «Рафаэль гроша ломаного не стоит». Кто из них прав, кто нет — однозначно сказать сложно. Очевидно, сам Тургенев не знал ответа на этот спорный вопрос. В романеон не делаетокончательныхвыводов,аоставляет вопрос от­крытым. Но одно все же несомненно—это превосходство новых идей над старыми как неизменный путь к прогрессу.

II вариант

Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и де­ти» — конфликт старого и нового, противостояние поколений. Этот конфликт наиболее явно проявляется во взаимоотношениях База­рова и Павла Петровича Кирсанова.

Базаров — представитель нового взгляда на мир, ниспроверга­тель основ, нигилист. В V главе романа Аркадий (под влиянием Базарова) так определяет это понятие: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру».

Павел Петрович Кирсановотвечаетему на это: «Мылюди старого закона, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя». Вот, всуицности, причина их противостояния: Базаров вы­ступает против догмы, против застывших форм старой культуры, Павел Петрович пытается все это сохранить.

Отсюда следуют и другие противоречия в их взглядах. Павел Петрович восхищается патриархальностью, невежеством народа, говорит о необходимости преклоняться перед ним. Базаров же сто- Ит за трезвое отношение к народу. Он считает, что у крестьян еще много предрассудков и таких черт, с которыми необходимо бороть­ся- Павел Петрович восхищается Шиллером и Гете, Базаров же счи­тает: «Порядочный химик вдвадцать раз полезнее всякого поэта!» •^я Павла Петровича любовь — великая и прекрасная тайна, ради которой можно легко и просто отдать жизнь. Базаров же говорит, что любовь — «чувство напускное». В воззрениях каждого из героев есть рациональное зерно. В Базарове самое продуктивное — кри­тическое отношение к действительности, презрение к прекрасно­душной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустосло­вия русских либералов, в отрицании эстетического преклонения «барчуков» перед искусством. Но герой в этой ненависти к «барчу­кам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «их» искус­ства перерастает в отрицание всякого искусства, отрицание «их» любви в утверждение что любовь сводится к физиологии. Порывая с ценностями «отцов», Базаров бросает вызов непреходящим цен­ностям культуры.

А Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовы­ми устоявшимися формами может быть умнее отдельного чело­века или группы лиц. Но это доверие к опыту прошлого пред­полагает проверку его жизнеспособности, внимание к молодой, вечно обновляющейся жизни. Павел Петрович этих чувств ли­шен.

Нужно отметить, что ни Базаров, ни Павел Петрович сами не соответствуют собственным взглядам. Уже с первого знаком­ства с Базаровым видно: в его душе есть чувства, которые герой скрывает от окружающих как тщательно прячет тревожное и уяз­вимое свое сердце. Трагическая любовь к Одинцовой раскалы­вает его душу на две половины. Отныне в ней живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романти­ческих чувств. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек.

Не вполне искренен с самим собой и Павел Петрович. В дей­ствительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, кото­рого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто арис­тократические манеры героя вызваны внутренней слабостью, тай­ным сознанием своей неполноценности. Противоречит его прин­ципам любовь к милой простушке Фенечке. В принципе, оба героя так или иначе приносят свою жизнь в жертву одной един­ственной любви, и это их фундаментальное сходство уничтожает все различия.

Мы попытались сравнить характеры и взгляды Базарова и Павла Петровича и убедились, что их противоположности носят повер­хностный характер, а по внутренней сути они — трагические ге­рои, наделенные всеобъемлющим чувством любви. Значит, не так уж, непреодолима граница между «отцами» и «детьми».

Рассказать друзьям, чтобы не совпали сочинения!
Рассказать

Похожие сочинения
Категория: 10 класс | Добавил: Admin (09 Октября 2011) | Обновлено | Просмотров: 5038 | Теги: тургенева, Павел Кирсанов, кирсанов, Евгений Базаров, отцы и дети, Базаров | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу

В качестве благодарности - оставьте, пожалуйста, свой отзыв о сайте на WoT и/или напишите комментарий ниже
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Allcompositions © 2018
Хостинг от uCoz