ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Меню сайта

 

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0


Сочинения

Главная » Сочинения » Русский язык и литература » 10 класс Добавить сочинение

Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Загадка Наполеона Бонапарта на протяжении веков волнует умы людей. О феномене капитана артиллерии из захудалого дворянс­кого рода размышляли Пушкин и Лермонтов, Байрон и Стендаль, Достоевский и Бальзак. Кто он: гений или злодей, великий полко­водец или удачливый аТвантюрист? Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» развенчивает образ Наполеона и культ, связанный с его возве­личиванием.

«Нетвеличия там, где нет простоты, добра и правды», — пишет Л. Н. Толстой. Отсутствие простоты, неестественность, фальшь, свойственные Наполеону, ярко проявляются в эпизоде, где «вели­кий человек» рассматривает портрет сына. Здесь каждая деталь сра­жает буквально наповал: в именовании мальчика Римским коро­лем (как будто нет нормального человеческого имени), в том, что «свидание» с сыном на самом деле — свидание с портретом. Напо­леон перед портретом не думает о сыне, а позирует для истории.

Отсутствие добра и правды в душе Наполеона видны в каждой его фразе. «Вот прекрасная смерть», — говорит он, глядя на ранено­го Андрея Болконского. Слова эти противоестественны: смерть не может быть прекрасной. Фразы, произносимые Наполеоном, ли- шенытого глубокого смысла, который им приписывают историки. Часто они просто глупы, порой циничны, как, например, при ос­мотре поля боя при Аустерлице («Что за славный народ!»).

В «Войне и мире» Бонапарт изображен ничтожным, почти ка­рикатурным, часто он жалок или смешон, хотя смех этот персонаж вызывает далеко не благодушный.

Вызвано это в первую очередь эпическими задачами, которые ставил перед собой писатель. Концепция «великого человека», со­знание, что этот человек определяет ход истории, ведет к необра­тимым нравственным последствиям: к оправданию зла и насилия, трусости и подлости, лжи и предательства — душевной нечисто­плотности всех оттенков, поскольку ответственность за происходя­щее возлагается на «великого человека», которому «все можно» и во имя которого также «все можно».

Этот строй мыслей и чувств буквально носится в воздухе. Тол­стой в своем романе показывает целый ряд «маленьких наполео­нов» — людей, готовых на все ради самоутверждения. Таким явля­ется Анатоль Курагин, которого Пьер называет «дурным челове­ком». Он абсолютно не способен думать о последствиях своих по­ступков: будучи женатым, пытается похитить невинную девушку, к тому же помолвленную, и при этом ему совершенно все равно, что будете Наташей, когда кончатся деньги.

По-иному воплощает в себе наполеонизм Борис Друбецкой. Главное для него — продвижение по службе, награды, материаль­ное благосостояние. Борис, как Молчалин, угождает всем, только более тонко. Он холоден и расчетлив. Он наперед знает, что, как и от кого можно взять. Ошибки и промахи исключены. Он — карье­рист с четкой программой.

Наполеонизм — болезнь очень распространенная. Ею «боле­ют» и положительные герои романа. Это и мечта «о своем Тулоне» Андрея Болконского, и деятельность Пьера по устройству жизни своих крестьян. Процесс выздоровления всегда труден.

Развенчивая Наполеона и наполеонизм, Толстой показывает, что роевое и личное начала равноценны. Рождение нового челове­ка, смерть маленькой княгини или выздоровление ребенка не ме­нее ценны и значимы, чем сожжение Москвы или битва при Ватер­лоо. Судьба отдельного человека стольже уникальна, как и судьбы человечества.

Рассказать друзьям, чтобы не совпали сочинения!
Рассказать

Похожие сочинения
Категория: 10 класс | Добавил: Admin (10 Октября 2011) | Обновлено | Просмотров: 3873 | Теги: толстого, маленькие наполеоны, война и мир, наполеон | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу

В качестве благодарности - оставьте, пожалуйста, свой отзыв о сайте на WoT и/или напишите комментарий ниже
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Allcompositions © 2018
Хостинг от uCoz