Вторник, 17 Октябрь 2017, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS

ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Меню сайта

 

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0


Сочинения

Главная » Сочинения » Русский язык и литература » 11 класс Добавить сочинение

Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой

1 вариант

Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родив­шейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тя­желейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий.

Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в ко­тором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого «се­ребряного века», поэтому не удивительно, что ранняя лирика Ах­матовой — почти исключительно лирика о любви. Но постепен­но в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. «Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец», — напишет она в «Первом возвращении» после посещения Царского Села. Все чаше в стихах звучит предчувствие катастрофы, которую несет «не календарный — настоящий Двадцатый Век». Для Ахматовой он начался осенью 1914 года.

Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы Первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:

Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над рябинами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит.

Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Но тучи сгуща­лись, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсег­да именно здесь. Наверное, были минуты сомнения:

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда...»

Но любовь к Родине была сильнее, ощущение неотделимости своей судьбы от судьбы народа окажется той силой, которая помо­жет принять существенное для нее решение:

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию (в 1921 году расстрелян муж — поэт Николай Гумилев), Ахматова уверенно скажет:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.

И лостепенно «я» превращается в «мы»:

Мы ни единого удара Не отклонили от себя.

Это «мы», выросшее из ощущения родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отече­ственной войны.

Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала при­ближение новой войны, которая станет трагедией для многих на­родов, и эту «двадцать четвертую драму Шекспира», которую пи­шет страшное время, «уже мы не в силах читать!» Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы без­винных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общече­ловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивля­лась, почему стих не замолчал, ведь «перед этим горем гнутся горы, не течет великая река».

К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии.

Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной тра­гедией (арест сына во второй раз). И опять звучит «мы» в военной лирике:

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса нахо­дится в эвакуации. Ахматова не описывает войну—она ее не видела, носчитает себя обязанной оплакать великие жертвы свое го народа:

А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величай­шее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многостра­дальному народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Побе­ды-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:

Как в первый раз я на нее, На Родину, глядела. Я знала, это веемое — Душа мое и тело.

Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд Поэта, поднявшего­ся на эту высоту любовью к Родине и народу. Ахматова всегда была «там, где мой народ, к несчастью, был». И мы должны быть вечно благодарны великой поэтессе, что она, к счастью, была, есть и будет со своим народом.

2 вариант

Меня, как реку, Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Анна Ахматова — яркий, оригинальный, самобытный поэт. Счи­тается, что именно она открыла в русской литературе «женскую» поэзию — полную тайны, загадки, любви и интуитивного предчув-

ствования.

В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской поэзии ракурсе граж­данина. Тему родины, России можно проследить во многих произ­ведениях поэта: начиная с полупризнаний, дорогих сердцу воспо­минаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем ста­новится постоянной спутницей ее зрелого творчества.

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.

В годы Первой мировой войны тема родины помогла А. Ахмато­вой занять позицию, которая заметно отличалась от официальной пропагандистской литературы, прославляющей это народное бед­ствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ах­матовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве на­родное горе показано сквозь призму переживаний простой русской женщины.

Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, Изатменья небесных светил...

Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахма­товой, но самый всеобъемлющий и глобальный — это любовь к Ро­дине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.

Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля.

А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно относиться к ужа­сам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, Даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обрела покой и величие.

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Но революция принесла еще больше испытаний на долю вели­кого поэта. Тяжелое время переоценки ценностей, разрушения ста­рого и привычного, начало построения неизвестного нового. Мно­гие не выдерживали тягостной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуверенности в высказывании своей жиз­ненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, при­зывая и свой народ к стойкости и сопротивлению.

И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставит.

Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общенародное и историческое раскрывается через личное и интимное. Настоящим памятником Национальной трагедии стала поэма «Реквием», в ко­торой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страда­ния и беду всего народа.

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград... Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.

В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размыш­ления над прошлым, над судьбой своего поколения и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей стра­ны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

И чудилось: рядом шагают века Ив бубен незримая била рука, И звуки, как тайные знаки, Пред нами кружились во мраке.

Рассказать друзьям, чтобы не совпали сочинения!
Рассказать
Категория: 11 класс | Добавил: Admin (02 Январь 2012) | Просмотров: 946 | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Allcompositions © 2017