Суббота, 21 Октябрь 2017, 17:51
Приветствую Вас Гость | RSS

ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Меню сайта

 

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0


Сочинения

Главная » Сочинения » Русский язык и литература » 11 класс Добавить сочинение

Миф и реальность в романе Д. Апдайка «Кентавр»

Роман Д. Апдайка «Кентавр» принадлежит одновременно к мифологическому и вместе с тем растущему из земли искусству.

Как пересказать самое дорогое воспоминание? Как воссоздать для любимой девушки свой мальчишеский мир? Как это сделать, если прошлое, как и настоящее, зыбко, неустойчиво, очертания их расплываются и едва уловима грань между тем, что было, и тем, что кажется, между порядком и хаосом?

Именно таков мир в романе «Кентавр». Художник Питер Кол­дуэлл разговаривает со своей возлюбленной, рассказывает ей о себе, о детстве, о своем отце, думает о настоящем, возвращается в про­шлое.

Не сразу понимаешь, когда происходит действие: в 1947 году или пятнадцать лет спустя, или вообще во времена кентавров. Можно, конечно, попытаться пересказать книгу в хронологической по­следовательности, прозаически «вытянуть» ее втом порядке, в кото­ром происходили события, отобрав только эпизоды реальные, отбро­сив мифологию. Но упорядочивать роман Апдайка таким способом нельзя: в искусстве отперемены мест слагаемых сумма всегда меня­ется. Мир в романе «Кентавр»—это мир, в котором причудливосме- шаны вчера и сегодня. Но книга Апдайка не ребус, рассчитанныйлишь на изощренную сообразительность и специальные знания^ j^mo^ но воспринимать как сказку, и тогда не покажется стра!

герой романа все еше живет и действует после того, как мы прочитали посвященный ему некролог, что в учителя стреляют не из традици­онной рогатки, а его ранят настоящей стрелой. Много в книге при­чудливого вымысла. Абольот ранения—истинная.

Для чего живет человек? Об этом всегда спрашивали герои Ап­дайка, об этом тоскливо спрашивают представители семьи Колду­эллов в трех поколениях.

Что же противостоит хаосу? Той черной пропасти, в которую неизбежно попадает рано или поздно и в которую сегодня ежеми­нутно может быть повержено все человечество? Что защищает, что ограждает человека от хаоса, что же дает силу жить?

Может быть, спасет религия? Но она не спасла и деда-священ- ника, так тосковавшего на смертном одре. Его печальный опыт за­крыл путь к религии для его сына и внука.

М ножество людей защищает от хаоса другая вера — вера в воз­можность преобразования общества. Но у героев Апдайка, да и у него самого, ее нет.

От хаоса могут спасти и разные виды человеческих ощущений: причастности к родине, городу, заводу, школе, а также осознание связи с другими людьми. Но герой Апдайка одинок. Не может по­мочь ему и любовь. Жена уже плохо слышит своего мужа. Возник­шее было чувство к Вере Гаммел ближе к миру фантастическому, чем к реальности.

Но все-таки мир и человек в романе Апдайка не тонут в хаосе. Опора Джорджа Колдуэлла—доброта.

Он — странный человек, ведет себя странно. Даже его уродли­вая, найденная в ящике для утиля шапочка, столь ненавистная сы­ну, — это ведь, по сути, шутовской колпак, только что без бубенцов.

По реакции на мир, по интонациям речи герою уже не шестнад­цать, а пятьдесят, и все равно он нисколько не повзрослел.

Он чувствует свою ответственность за всех людей. Доброта Кол­дуэлла, однако, не вознаграждается. Герой обречен, потому что он беспомощен, добр и жалок.

Его доброта не достается сыну в наследство>Питер и не пытает­ся подражать отцу. Он из другого теста. Он по-иному противостоит хаосу. С детства он воспринимает мир в зримых очертаниях, в крас­ках. Питер становится художником. Запечатлеть на полотне усколь­зающие мгновения, удержать этот свой мир.... Ведь больше никто, ни один человек на земле так не увидит, не изобразит маленькую ферму близ городка Олинджер в штате Пенсильвания. И тогда кро­шечный этот мирок тоже канет в Лету вслед задругами бесчислен­ными мирами и мирками.

Но писатель Апдайк вовсе не подчиняется природе. Он ее пре­образует, он властно творит свой мир.

Мифология — при всех снижающих подробностях о жизни бо­гов — все же сохраняет в романе значение нормы, образца, гармо­нии.

Стремление к гармонии, к эстетическому порядку у Апдайка глубоко противоречиво: он хочет дать слепок той части хаоса, р ко­торой и живут его герои, то есть неизбежно впустить хаос на свои страницы. Но вместе с тем и обуздать его, удержать ускользающее, странное, причудливое.

Если полностью довериться писателю, его реальность и фанта­зия предстают во все более стройном, единственном в своем роде сочетании.

В первой же главе ясно, как сочетаются разные планы у Апдай­ка. Учителя ранило стрелой. Ему больно, а класс смеется. Смех противный, он переходит «в визгливый лай». У самого учителя ви­дения одно страшнее другого: то ему кажется, что он — огромная птица, то, что его мозг — кусок мяса, который он спасает от хищ­ных зубов. Он бежит из класса, закрывая дверь, «под звериный тор­жествующий рев».

Столь же отвратительно и возвращение в класс. Колдуэлл боит­ся. И не зря. Потому что в класс пришел директор школы Зиммер- ман. Он одновременно и Зевс-громовержец. Стрела Колдуэлла — громоотвод.

Класс ведет себя подло, подыгрывает директору, а Колдуэлл по­зволяет издеваться над собой.

С огромным трудом учитель заставляет себя продолжить урок. Он делает это увлеченно, талантливо, но его никто не слушает. И герою невольно кажется, что учитель он плохой, и жизнь прожита зря. Вот та реальность, что встает за фантасмагорией мыслей, ощу­щений, поступков в первой сцене романа.

Раненый Колдуэлл бежит из класса, из школы в гараж Гаммела, где ему вынимают стрелу.

Вокруг еще реалии города Олицджера, — школа, трамвай, склад, ящик из-под кока-колы... Но эти реалии уже вытесняются мифоло­гическими, Колдуэлл уже цокает копытами, при разговоре о совре­менных детях он вспоминает своих учеников — Ахилла, Геракла, Ясона, гараж похож на пещеру, а когда он уходит, вслед ему гогочут Циклопы.

Все это напоминает какой-то хаос. Однако и хаосу и страху все- таки противостоит человек. Вот как скажет об этом учитель, закан­чивая тяжелый урок: «Минуту назад, с отточенным кремнем, с тле­ющим трутом, с предвкушением смерти появилось новое животное с трагической судьбой, животное...» — зазвенел звонок, по коридо­рам огромного здания прокатился грохот; дурнота захлестнула Кол­дуэлла, но он совладал с собой...

16 Сочинения 10-11 кл.

Переходы из одного художественного мира в другой у Апдайка не всегда плавны, подчас они головокружительны. Тогда сбивается настройка на одну волну, и все мертвеет, обнажается конструкция, за блистательной сценой видны пыльные задники декораций. Ав­тор сам это чувствует, ведь Питер недаром говорит: «Последнюю грань мне не преодолеть».

Рассказать друзьям, чтобы не совпали сочинения!
Рассказать
Категория: 11 класс | Добавил: Admin (17 Январь 2012) | Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Allcompositions © 2017